lost_kritik (lost_kritik) wrote,
lost_kritik
lost_kritik

Categories:

О численности населения перед Великой Отечественной Войной

Сварганил типа обзора, добавил свои блестящие комментарии и пояснения. Правда как то сложно все получилось…

Источники

Опубликованные оценки численности населения СССР условно разбиваются на четыре основные части. Довоенные, до 1958 года, после 1959 года, и обожаемые мной АДХ.

Довоенные (СССР в довоенных границах)

В свою очередь делятся на официально оглашенные и в документах ЦУНХУ.

Документы

Численность населения на начало 1939 г. -  170 557,2 тыс. чел. по переписи 1939 г.

Численность СССР на 1 января 1940 г. 195 954,3 тыс. чел.  Состоит соответственно 173 461, 3 тыс. чел (170 557,2+ 2 904,1 (прирост за 1939 г.)) и 22 493 тыс. чел. (присоединенные территории).

Предполагаемая численность населения СССР на 1.01.1941 года – 198 554,3 тыс. чел. (без учета прироста на присоединенных территориях) и 198 712,7 тыс. чел. - предварительное исчисление, датированное 14 июня 1941 г. (В.С Кожурин «О численности населения накануне Великой Отечественной войны», ВИЖ, 1991, №2, стр. 26. Ссылку на архив автор забыл указать)

Источники и примечания:

1. Источник численности населения Литвы не указан. Последняя перепись 1923 г.

2. Исчисления УНХУ Латвийской ССР. Совпадает с опубликованными данными ежегодников Лиги наций. Последняя перепись 1935 г.

3. На 1.01.1940 исчисления УНХУ Эстонской ССР, 1937-1939 годы статистические ежегодники Лиги наций. Последняя перепись 1934 г.

4. По западным областям УССР и БССР численность населения взята по докладу Молотова на V сессии Верховного Совета СССР 31 октября 1939 г.

«Перешедшая к СССР территория по своим размерам равна территории большого европейского государства. Так, территория Западной Белоруссии достигает 108 тысяч квадратных километров, с населением в 4 миллиона 800 тысяч человек. Территория Западной Украины составляет 88 тысяч квадратных километров, с населением в 8 миллионов человек. Таким образом, перешедшая к нам территория Западной Украины вместе с территорией Западной Белоруссии составляет 196 тысяч квадратных километров, а ее население—около 13 миллионов человек, из которых украинцев— более 7 миллионов, белорусов—более 3 миллионов, поляков— свыше 1 миллиона, евреев—свыше 1 миллиона». (Внеочередная пятая сессия Верховного Совета СССР 31 октября - 2 ноября 1939 г. Стенографический отчет. Издание Верховного Совета СССР 1939 г. сс. 7 – 24)

Последняя перепись населения в Польше 9 декабря 1931 г., превышение результатов переписи над расчетной численностью населения в 1,7% ( А.И. Гозулов Переписи населения СССР и капиталистических стран. Редакционно-издательское управление ЦУНХУ Госплана СССР и в/о Союзоргучет М. 1936 стр. 92)

5. По Бессарабии и Сев. Буковине данные взяты из Румынского демографического журнала. Последняя перепись Румынии 29.12.1930 г. Результат не сильно отличался от нашей переписи 1937 года. Превышение расчетных данных с данными переписи составил 2,3%. (А.И. Гозулов Переписи населения СССР и капиталистических стран. Редакционно-издательское управление ЦУНХУ Госплана СССР и в/о Союзоргучет М. 1936 Стр. 92)

Официально объявленные цифры о численности населения

Из доклада Молотова о внешней политике 1 августа 1940 г. на седьмой Сессии Верховного Совета СССР.

«Таким образом, территория Советского Союза увеличилась присоединением Бессарабии, площадью в 44,5 тысячи квадратных километров, с населением 3 миллиона 200 тысяч человек, и присоединением Северной Буковины, площадью в 6 тысяч квадратных километров, с населением свыше 500 тысяч человек.

Вхождение прибалтийских стран в СССР означает, что Советский Союз увеличивается на 2 миллиона 880 тысяч населения Литвы, на 1 миллион 950 тысяч населения Латвии и на 1 миллион 120 тысяч населения Эстонии». (Седьмая сессия Верховного Совета СССР 1 августа- 7 августа 1940 г. Стенографический отчет. Издание Верховного Совета СССР 1940 г. Стр. 25)

«Таким образом, вместе с населением Бессарабии и Северной Буковины, население Советского Союза увеличится, примерно, на 10 миллионов человек. (Аплодисменты). Если к этому добавить свыше 13 миллионов населения Западной Украины и Западной Белоруссии, то, выходит, что Советский Союз увеличился за последний год более, чем на 23 миллиона населения. (Аплодисменты).

Следует отметить, что 19/20 всего этого населения входило раньше в состав СССР, но было силой отторгнуто от СССР в момент его военной слабости империалистическими державами Запада. Теперь это население воссоединено с Советским Союзом.

Как показывают подсчеты населения, Союз Советских Социалистических Республик сможет теперь говорить мощным голосом от имени 193 миллионов населения, не считая прироста населения СССР за 1939 и 1940 годы. (Продолжительные аплодисменты)». (Седьмая сессия Верховного Совета СССР 1 августа- 7 августа 1940 г. Стенографический отчет. Издание Верховного Совета СССР 1940 г. Стр. 27-28)

Обзор и комментарии

На наше счастье, составители предвоенной справки о численности довоенного населения СССР указали источники цифр присоединенных территорий. Если по этим источникам оценить степень их достоверности, то меньше всего вопросов вызывают прибалтийские страны, определенную долю скептицизма Бессарабия и Сев. Буковина, а доклад Молотова на 5 сессии Верховного Совета, как источник  численности населения западных Украины и Белоруссии, мягко говоря, вызывает удивление. Особенно если учесть, что после окончания польской компании прошло меньше месяца. И обычно, в такого рода докладах, цифры руководству страны предоставляются статистическими органами, а тут мы наблюдаем удивительно противоположную картину. Статистические органы, прикрываются данными, оглашенными с высокой трибуны. Поэтому численность населения зап. Украины и Белоруссии, выглядят самыми спорными.

До 1959 года (в довоенных границах)

1951 г. -  На 1940 год – 193,1 млн.

«Не считая прироста населения СССР за 1939 и 1940 гг» (с)

1956 г.  На 1940 год 191,7 млн. (оценка без районов, отошедших по договору к Польше за линией Керзона)

«Включая западные области УССР и БССР (без районов, отошедших по договору 1945 г. к Польше с населением  1,4  млн. человек),   Молдавскую ССР,  Литовскую ССР,  Латвийскую ССР  и  Эстонскую ССР».

Тут и тут

Обзор и комментарии

В сов. секретных «Статистических динамических рядах за 1913-1951 годы» появляется цифра за 1940 год в 193, 1 млн. человек, со странным комментарием «Не считая прироста населения СССР за 1939 и 1940 гг». Ведь если без прироста населения СССР за 1939 год, тогда это численность населения на 1939 год, а не 1940-ой. А в изданных после войны справочниках «Народное хозяйство СССР в 1956 году» и «Достижения Советской власти за 40 лет в цифрах», за 1940 год уже фигурирует численность населения в 191,7 млн, без учета территорий отошедших к Польше после 1945 года с населением в 1,4 млн. И сие также выглядит очень странно. Если бы этим шагом составители статистических сборников привели в соответствие довоенную и послевоенную территорию СССР, то это было бы понятно. Но поскольку указана площадь СССР в довоенных границах, то этот половинчатый шаг вызывает недоумение.  Также в 1956 году тихо исчезает словосочетание   «Не считая прироста населения СССР за 1939 и 1940 гг», дабы не вносить сумятицу между перечисленными годами. Эти цифры и комментарий насчет прироста, очень напоминают выступление Молотова на седьмой сессии Верховного Совета СССР. И действительно, если прочитать доклад ЦСУ о предварительных итогах переписи населения 1959 года, то на стр. 3 там так прямо и сказано, что  «Ранее публиковавшаяся оценка довоенной численности населения— 193,1 миллиона человек по всей территории и 191,7 миллиона без районов западнее линии Керзо­на, отошедших к Польше, относилась к 1940 году и, как это было офи­циально заявлено на седьмой сессии Верховного Совета СС СР в ав­густе 1940 года, в эту цифру не был включен прирост населения за 1939 и 1940 годы».

Т.е. опубликованные до 1959 года цифры довоенной численности населения, есть не что иное, как названные 193 млн Молотовым в августе 1940 года и это численность населения не столько на начало 1940 года, сколько на 1939-ый. Второй раз ЦСУ ненавязчиво прикрыло свою …. , смахнуло пылинку с смундира словами Молотова. Притом, что Молотов вполне ясно говорит что «Как показывают подсчеты населения..». Остается только гадать, чьи это были подсчеты и у кого стало память подводить.

Если мы покрутим довоенные расчеты населения, то с высокой долей вероятности предположим, что 193,1 млн это сумма численности населения по переписи 1939 года и расчетной (хотя правильней сказать, предполагаемой) численности населения присоединенных областей на 1 января 1940 года. Так что не верьте тому, кто говорит, что нельзя быть немножко беременным. Можно.

После 1959 г. (в довоенных границах)

1959 г. На 1939 год – 190,7 млн

1963 г. На 1940 год – 194,1 млн

Обзор и комментарии

В 1959 году, ЦСУ наконец то решает положить конец этим половинчатым во всех отношениях данным. И, используя результаты переписи населения СССР 1959 года, принимает волевое и окончательное решение. «ЦСУ  считает необходимым  в сообщении о предварительных итогах переписи, наряду с численностью населения по территории, охва­ченной переписью 1939 года— 170,6 миллиона человек, привести оцен­ку численности населения СССР на начало 1939 года по всей территории, т. е. включая население западных областей Украины и Белоруссии, Молдавию, Литву, Латвию и Эстонию, которая составляет 190,7 милли­она человек, и с этой численностью населения, распределенной по рес­публикам, производить все основные сравнения». Молодцы, что уж там. На сей раз даже не стали ссылаться на Молотова. И после этого во всех официальных справочниках до развала СССР стало фигурировать уже две цифры. На начало 1939 года 190,7 млн, и на начало 1940 – 194,1 млн. Разница - это прирост населения за 1939 год, очень похожий на этот. Но есть одно небольшое НО, в виде этой справки. Здесь, ЦУНХУ пишет, что таки да, перепись 1939 года показала, что определенный процент недоучета детской смертности у нас пока имеет место быть. «Учитывая все это ЦУНХУ, приняло естественный прирост населения за 1939 год не 3.303,4 тыс. человек, а в 3.156.0 тыс. чел., т.е. на 146 тыс.чел меньше». А поскольку перепись была не 1 января, а 17 января то «с момента переписи населения 17 января 1939 г. по 1 января 1940 года. прирост населения составил 2.904,1 тыс. чел».

Обращаем внимание на то, что в довоенных расчетах порядок исчисления следующий. Сначала численность населения по переписи 1939 года (величина точная), прирост населения за 1939 год в границах переписи 1939 года (тоже величина достаточно точная) и только потом прибавляется предполагаемая или расчетная величина населения, проживающего на присоединенных территориях. Тоже самое по приросту. В 1939 году прирост считается по территории в границах переписи 1939 года, с 1940 года уже с учетом присоединенных территорий. Это выглядит вполне здраво, поскольку присоединение западных Украины и Белоруссии произошло в конце 3-го и начале  4 квартала 1939 года, вхождение Бессарабии, Сев. Буковины и прибалтийских государств это середина 1940 года. А с 1959 года, ЦСУ пытается привязать численность присоединенных территорий к началу 1939 года. Смысл этого шага, лично для меня остается непонятным, поскольку внятности больше не становится. Точной оценки численности населения присоединенных территорий как не было, так и нет, население СССР в границах до и после войны в соответствие не приведены, а самое главное, прирост населения в 1939 году, считался в границах переписи 1939 года, и как там обстояли дела у будущих сограждан, можно только гадать. Обратим внимание, что в 1959 году ЦСУ резко снизило оценку численности населения на присоединенных территориях на начало 1939 года с 22,3 млн до 20,1 млн.

АДХ (Послевоенные границы)

« К концу 1940 г. границы (СССР) включали территорию площадью 22,1 млн кв. км, что на 0,4 млн кв. км больше, чем территория, в границах которой происходила перепись 1939 г. К 1946 г. она увеличилась еще на 0,3 млн кв. км. Не считая мелких уточнений, основные изменения границ после переписи 1939 г. были следующие: в сентябре 1939 - августе 1940 г. в состав СССР вошли Литва, Латвия, Эстония, западные области Украины и Белоруссии, Бессарабия и Северная Буковина, в 1944 г. - Тувинская автономная область, в 1945 г.-- Калининградская область, Южный Сахалин и Курильские острова, а также Закарпатская область. До установления границ 1946 г., кроме территорий, вошедших в состав СССР в 1939-1945 гг., ряд районов Белоруссии и Украины, так называемые районы западнее линии Керзона, по договору 1945 г. отошли к Польше». (стр. 50-51)

На начало 1939 г. – 188 793, 6 тыс. чел (стр. 53)

Начало 1941 г. – 195,4 млн. (стр. 56)

На начало ВОВ – 196, 7 млн. (стр. 55)

Источник. Е.М. Андреев, Л.E. Дарский, Т.Л. Харькова. Население Советского Союза 1922-1991 гг. Москва. Наука. 1993

Обзор и комментарии

Надо отдать должное АДХ, но они стали считать довоенную численность населения применительно к границам после ВОВ, чего ЦСУ по неизвестной причине хронически забывало сделать. В своей работе «Население Советского Союза 1922-1991 гг», АДХ приоткрывают методику расчета ЦСУ в 1959 году. По их утверждениям: «Расчеты ЦСУ СССР, выполненные в 1959 г., также имели несколько условный характер. Они основывались на данных о числе избирателей участвовавших в выборах, ближайших к дате присоединении. Так, по Западной Украине и по Западной Белоруссии число избирателей определялось по выборам в Народное собрание. Западной Украины и Народное собрание Западной Белоруссии, проходившим 22 октября 1939 г.; по Литве и Латвии - в Народные сеймы 14-15 июля 1940 г.; по Эстонии - в Государственную думу 15 июля 1940 г. При этих выборах возрастной ценз был следующий: в Западной Украине и Западной Белоруссии – с 18 лет; в Литве и Латвии - с 21 года; в Эстонии - с 22 лет. На основании последних имеющихся сведений о возрастной структуре населения страны или части страны определялась доля лиц имеющих избирательное право, в общей численности населения. Путем деления числа избирателей на эту долю получалась оценка общей численности населения. Последним элементом расчета была передвижка данных на начало 1939 г. с помощью оценок естественного прироста по каждой территории». (С.51-52) Посему АДХ не стали особо ничего корректировать, и точно так же как ЦСУ в 1959 году, стали привязываться к началу 1939 года. Численность населения западных областей зап. Украины и Белоруссии они не тронули, Молдавия оказалась вообще недостойной упоминания, лишь слегка была подвергнута легкой критике работа ЦСУ в отношении прибалтийских стран. Посему решили остановиться на этом: «Источники, которыми пользовались статистики, рассчитывая возрастно-половую структуру населения присоединенных территорий, скупы, и у нас не было оснований вносить в нее какие-либо поправки. Поэтому мы выровняли эту структуру, устранив следы возрастной аккумуляции. Прибавив эту оценку к выравненному населению по переписи и передвинув на начало года, мы получили оценку численности и состава населения на начало 1939 г. в новых границах». (С.53) Не обошлось, конечно, без забавных коллизий. Как мы уже выяснили, источником оценки численности населения Западных Украины и Белоруссии, причем кстати единственным, являются слова Молотова на 7 сессии ВС СССР. Вот оценка АДХ населения западных  Украины и Белоруссии. «Расхождений в публикациях о численности населения западных областей Украины и Белоруссии практически нет, она оценивается приблизительно в 13 млн. человек» (С.52). Далее идет ссылка на книгу С.И. Сулькевича «Население  СССР». М.: ОГИЗ; изд-вo полит, литературы, 1939. С. 6. И там мы снова лицезреем те же самые слова из выступления Молотова. Поэтому получается забавный вывод. Если слова Молотова, сказанные на седьмой сессии ВС СССР, не имеют расхождений со словами Молотова сказанные на седьмой сессии ВС СССР, то и численность присоединенных областей западных Украины и Белоруссии стоит принять как вполне достоверные. В итоге, на начало 1939 года население СССР в границах после ВОВ АДХ принимают как 188 793,6 тыс. чел. Состоит из собственной оценки АДХ переписи 1939 г. в 168 524,4 млн, и присоединенных территории соответственно в 20,3 млн. человек. Цифра в 20,3 млн. близка к 20,1 млн ЦСУ образца 1959 года, но подчеркиваю, это уже в границах СССР после ВОВ. Т.е. если у ЦСУ обр. 1959 года на начало 1939 года были данные переписи и оценка присоединенного населения, то у АДХ их оценка данных переписи 1939 года и их оценка населения присоединенных территорий. Осталось только добавить для полноты картины их оценку прироста населения, что АДХ благополучно и делают. Дальше начинается самое смешное, в виде предположений АДХ о недоучете и недоохвате, с соответствующей корректировкой данных ЦУНХУ. Что бы оценить все величие полета мысли сделаем сравнительную таблицу (в тыс. чел). Источники: Здесь, тут, и  Е.М. Андреев, Л.E. Дарский, Т.Л. Харькова. Население Советского Союза 1922-1991 гг. Москва. Наука. 1993 С.55


* В границах до 17 сентября 1939 г.

** С учетом неполноты регистрации смертности и датой переписи.

*** В границах после ВОВ

И тут как в зеркале. АДХ, да да да, те самые АДХ, которые  постоянно талдычили о недоучете смертности и завышенном приросте населения в период между переписями 1926-1939 гг., не моргнув глазом, внезапно увеличивают прирост населения по отношению к данным ЦУНХУ, всего лишь за два года, на 0,7-1,1 млн. Буквально из воздуха, словно фокусники. Это притом, что как раз ЦУНХУ, учитывая неполноту регистрации смертности, этот прирост как раз то снизил! И это еще не все. АДХ непостижимым образом умудрились при этом написать следующее «Так, на начало 1941 г. мы приняли численность 195,4 млн. человек (другой вариант - 194,8 млн человек), а предвоенные расчеты ЦСУ СССР дают 198,7 млн человек. Можно полагать, что она завышена по сравнению с фактической в результате некритического восприятия переписи 1939 г. и полноты учета в 1939-1940 гг., т.е. в результате повторения ошибки 1927—1936 гг. Принятие этой преувеличенной оценки численности населения на середину 1941 г. вело бы к более высокой оценке потерь во время войны и более низкой оценке в предвоенные годы». (С.56) И это при том, что на стр. 52 они же сами пишут о разности оценок численности населения на присоединенных территорий от 19,8 до 21,8 млн. чел., а следовательно проблема заключается не в критическом восприятии переписи 1939 г, не в повторении ошибки полноты учета (которую то как раз на 1939-1940 демонстрируют сами АДХ), а прежде всего в численности населения присоединенных областей.

Итоговая таблица.



Предварительные итоги

1. Существует две неразрешимых проблемы. Первая, это численность населения присоединенных территорий. Вторая, это изменение численности населения после изменения границ после ВОВ. Как не крути, а любая оценка численности населения перед войной будет сугубо ориентировочной и гадательной.

2. На что можно опереться? Это перепись 1939 года и данные естественного прироста населения. Все остальное оценки, оценки, оценки….

3. Есть две крайних категории «верующих» граждан. Первые веруют, что была, дескать, правильная Сталинская статистика, которую потом в корыстных целях попортил Хрущев, Брежнев и далее по списку, дабы приумножить размеры потерь и свалить на вождя. Увы, как видно по численности населения до ВОВ, самая низкая оценка была в 1959 году. Такая вот  неприятность.

Вторая, «поклонники АДХ», с тезисом, что если бы, дескать, АДХ не занизили результаты переписи 1939 года, то численность потерь ВОВ можно смело увеличить на пару миллионов. Увы, и здесь не сложилось. Как видим АДХ после снижения результатов переписи 1939 года, делают все возможное и невозможное, что бы наверстать упущенное. Не хватило самой малости. И начнись война позже на год, так бы оно и было.

И теперь попробуем сами прикинуть (в млн). Если кто с чем не согласен, пишем в комментах.

170,6 - перепись 1939 года

+ 20,1 - присоединенные территории (итого 190,7 млн на начало 1939 г.)

+ 3,1 - прирост за 1939 год (2,9 млн. в границах переписи плюс 0,2 прирост на присоединенных обл. Увы, приходится прилеплять прирост присоединных обл. к 1939, поскольку численность их населения ЦСУ посчитало только на эту дату)

+ 2,6 - прирост за 1940 год (Итого 196,4 млн на 1 января 1941 года в границах до ВОВ)

+ 1,1 – население Закарпатской области и Тувинской АССР (920 и 172 тыс) по переписи 1959 года. Ну, очень условно. На 1946 год было безусловно меньше, но с другой стороны кто-то же все таки жил на Курильских островах, Сахалине и т.д)

- 1,4 – население, отошедшее с территориями к Польше после 1945 года (Итого 196,1 млн. на начало 1941 г)

+ 1,2 – предполагаемый прирост за 1941 год до 22 июня (так и не определился, есть ли в нем смысл, поскольку обычно все-таки на 1 января все сравнивается)

Итого: 197,3 на 22 июня 1941 г., плюс - минус.

Продолжение

Tags: ВОВ, Население
Subscribe
Buy for 2 000 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 28 comments